Заёмщиков защитят от навязывания допуслуг

Российским кредиторам запретили навязывать клиентам дополнительные услуги при оформлении договора займа или ссуды.

В России вступит в силу закон, направленный на защиту граждан от навязывания дополнительных услуг со стороны банков, МФО и других кредиторов. Инициатива запретит компаниям автоматически проставлять в договорах займов и кредитов галочки о согласии на оформление допуслуг. Документ начнет действовать через 180 дней после его официальной публикации.

Авторы законопроекта поясняют — игроки рынка займов и кредитов все чаще составляют шаблонные договоры, в которых сразу вместо клиента проставляют отметки о согласии на дополнительные услуги. Когда человек подписывает такой документ, он автоматически оформляет еще несколько сервисов: страхование, SMS-информирование, юридическое сопровождение и т.д. В результате ему приходится не только погашать ссуду или микрозайм на срочные цели, но и платить за ненужные ему услуги.

Подобная практика является «серой», ведь клиент должен изучить договор перед подписанием и отказаться от сервисов, которые его не интересуют. Но на практике заемщики редко вчитываются в документы, особенно, если занимают деньги онлайн и самостоятельно без поддержки консультанта заключают контракт. Нередко люди узнают о наличии допуслуг, только когда внесут несколько увеличенных платежей. Поэтому со стороны компаний уже проставленные галочки в договоре — это уловка и сознательный обман.

Заемщики, которые оказались в подобной ситуации, вправе пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство через суд может аннулировать пункты договора о предоставлении допуслуг, но тяжба занимает много времени.

Благодаря принятому законопроекту такая практика должна исчезнуть с рынка займов и кредитов. Если же кредитор предлагает клиенту допуслуги, то инициатива обязывает его четко указывать в договоре стоимость и правила предоставления сервиса, а также порядок отказа от него.

Независимо от принятия нового закона важно всегда внимательно изучать любой договор перед подписанием, напоминают эксперты. Оформляя ссуду или займ, следует обратить внимание на полную стоимость кредита, размер ставки, порядок начисления штрафов и пени, наличие комиссий и дополнительных платежей. Если какие либо пункты документа кажутся непонятными или спорными, проконсультируйтесь с сотрудником компании. Не бойтесь быть «неудобным» клиентом, задавать вопросы и отказываться от заключения договора, если его условия вас не устраивают.

Столкнувшись с обманом или неправомерными действиями со стороны организации, подайте жалобу в Центробанк, Роспотребнадзор или саморегулируемую организацию. Ведомство поможет разобраться в ситуации, проверит, нарушила ли компания законодательство, и примет санкции по отношению к нарушителю.

Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» выдает микрозаймы на простых и прозрачных условиях. На сайте МФК предусмотрен раздел «Документы и сведения», где каждый пользователь может изучить стандартный договор займа и ознакомиться с полными условиями обслуживания. Задать вопросы сотруднику компании и получить дополнительную информацию можно с помощью формы обратной связи, а также в разделе «Частые вопросы». Чтобы оформить займ, заполните заявку заемщика, указав  в ней персональные данные, дождитесь ее одобрения и подпишите договор кодом из смс.