Приставы судятся с коллекторами

Должники привлекают к ответственности недобросовестных коллекторов при помощи Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Российские должники добиваются привлечения недобросовестных взыскателей к административной ответственности, обращаясь за поддержкой в ФССП. Сталкиваясь с неправомерными действиями коллекторов, граждане подают жалобу приставам, которые составляют соответствующий судебный иск. При наличии достаточного количества доказательств нарушения прав должника судьи встают на сторону истца. В этом случае на взыскателей налагают штраф в размере от 20 тыс. до 2 млн рублей, в зависимости от тяжести нарушения, а также могут приостановить работу коллекторской компании на период до 90 дней.

Представители Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) отмечают, что обычно взыскателей наказывают за превышение разрешенного количества телефонных звонков и сообщений, неправомерное взаимодействие с третьими лицами, а также предоставление неправдивой информации о возможных мерах ответственности в случае неуплаты долга. Должники могут подавать официальные жалобы, если коллектор в ходе разговора не представляется, грубит или угрожает. Поводом обратиться в НАПКА или ФССП может стать даже несоответствующий требованиям закона текст письма или SMS-сообщения.

Юристы утверждают: когда граждане начнут активнее сотрудничать с ФССП, количество административных дел против недобросовестных взыскателей вырастет, а с ними поднимется и уровень ответственности коллекторов.  Многие должники все еще не знают о своих правах, и этим в процессе взыскания задолженности пользуются некоторые компании. К счастью, добиться наказания для нерадивых коллекторов не так уж сложно: достаточно предоставить доказательства факта нарушения и оперативно подать жалобу. Заявить о нарушении своих прав со стороны профессиональных взыскателей можно не только в ФССП или НАПКА, но и в полицию, Центробанк или Роскомнадзор. Также можно обратиться к финансовому омбудсмену.

В свою очередь, игроки рынка взыскания указывают на недоработки в профильном законодательстве, из-за которых им намного сложнее отстоять свою позицию в суде. Главной проблемой, по мнению коллекторов, является отсутствие единого подхода при трактовке законодательных норм в судах и отделениях ФССП. Для решения данной проблемы они просят четко разграничить понятия «телефонный звонок» и «телефонный разговор», а также раскрыть в законе термин «психологическое давление».

Коллекторы считают, что под «телефонным разговором» следует понимать диалог, в ходе которого взыскатели идентифицировали заемщика, сообщили ему сведения о долге и порядке его возврата, и получили обратную связь. Только при данном условии контакт с должником можно считать полноценным. Если же собеседник прерывает разговор, не дождавшись получения информации о задолженности, или не подтверждает свою личность, то у взыскателей должно оставаться право на повторные телефонные звонки. Также коллекторы просят предоставить возможность рассылать уведомления о смене кредитора в электронной, а не в письменной форме. Представители ФССП заявляют, что в ближайшее время «антиколлекторский» закон пересматривать не будут. Они считают это возможным не ранее чем через два года после вступления данных норм в силу, чтобы суды могли наработать необходимую практику.

Эксперты также напоминают, что лучший способ не сталкиваться с профессиональными взыскателями — ответственно относиться к оформлению и погашению кредитов и срочных займов онлайн на карту или банковский счёт. Если вам неотложно требуется несколько тысяч рублей, обратитесь в законную микрофинансовую организацию, например в онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». МФК следует всем нормам закона в ходе выдачи микрозаймов и работы с просроченной задолженностью, поэтому гарантирует клиентам защиту их прав на всех этапах сотрудничества. Больше информации о правилах получения срочных займов читайте в разделе «Условия».