Банки не спешат возмещать ущерб жертвам аферистов

За 6 месяцев 2020 года мошенники похитили со счетов россиян около 4 млрд рублей, но банки возместили жертвам афер только 12% от этой суммы.

Одной из главных тенденций 2020 года стал всплеск мошенничества на фоне пандемии. Только в первом полугодии текущего года объем несанкционированных списаний со счетов россиян почти достиг 4 млрд рублей, тогда как за весь 2019 год данная сумма составила 5,7 млрд рублей. Всего Центробанк за 6 месяцев 2020 года зафиксировал более 360 тыс. нелегальных платёжных операций, что на 38% больше относительно аналогичного периода 2019 года. Во 2-м квартале годовой прирост количества хищений со счетов граждан составил 59%. При этом банки возместили жертвам мошенничества всего 12% от похищенного или 485 млн рублей. Годом ранее процент возврата средств составил 15%.

Невысокая доля возмещенных потерь связана с тем, что в большинстве противоправных операций россияне были виноваты сами, сообщив мошенникам свои конфиденциальные сведения. Добровольная передача PIV- и CVV-кодов к картам, паролей и логинов к онлайн-банку, секретных кодов из SMS-сообщений от банка неизвестным лицам является нарушением условий договора. По этой причине финансовые организации отказали клиентам в возмещении ущерба.

Действующее законодательство обязывает банки компенсировать похищенные со счета деньги, если клиент заявил о пропаже средств не позднее следующего дня после происшествия. Но если человек самостоятельно сообщил третьим лицам конфиденциальную информацию о доступе к своим счетам, значит, только он несет ответственность за хищение средств.

Находить «ключик» к секретным данным россиян мошенникам помогают методы социальной инженерии: в 80% случаев аферисты звонят и представляются сотрудниками банка, предупреждая об угрозе потери средств на депозите, несанкционированным списанием денег с карты или другими проблемами. В ходе разговора у жертвы узнают персональные данные, необходимые для «перевода средств на безопасный счет» или «отмены подозрительной операции». Технология подмены телефонных номеров и банковский сленг помогают злоумышленникам войти в доверие к собеседнику.

Рост количества случаев и сумм хищений еще раз подтверждает важность повышения финансовой грамотности населения. Люди до сих пор не знают, какая информация является конфиденциальной, и почему ее нельзя раскрывать. Также у жертв мошенников не развито критическое мышление, благодаря которому можно вовремя определить обман и проверить достоверность информации.

Если вам сообщают об угрозе потере денег с банковской карты или депозита, следует позвонить на горячую линию своего банка и проверить достоверность сведений. Те же действия помогут в ситуации, когда вам предлагают принять участие в розыгрыше призов, оформить финансовую помощь или получить микрозайм под маленький процент. Прежде чем согласиться, свяжитесь с официальным представителем названной компании или ведомства и уточните, действует ли это предложение на самом деле.

Хотите узнать больше о том, как защититься от аферистов и научиться управлять своими деньгами? Загляните в раздел «Финансовая грамотность» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». Компания регулярно готовит и публикует полезные обучающие материалы на тему противодействия мошенничеству, планирования бюджета, оформления микрозаймов и повышения доходов. А в разделе «Новости» можно узнать о самых важных событиях сферы займов, интересных исследованиях и знаковых мероприятиях.