МФО усилят защиту персональных данных заёмщиков

Центробанк обязал микрофинансовые компании шифровать персональные данные заёмщиков и информировать клиентов о правилах хранения конфиденциальных сведений.

Центробанк вводит новое требование к работе МФО, обязывая компании шифровать персональные данные клиентов. Новая норма распространяется на ломбарды, кредитные потребительские кооперативы и другие организации, которые выдают деньги в долг. По мнению авторов, нововведение усилит защиту прав граждан, предупредит утечку баз данных кредиторов и сократит случаи кредитного мошенничества.

В течение последних лет микрозаймы стали одним из наиболее доступных источников заемных средств. По статистике Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за период с января по октябрь 2020 года россияне оформили 15,65 млн шт. займов на банковскую карту или счёт. При этом 37% договоров граждане заключили удаленно, заполнив заявку на сайте кредитора. С развитием отрасли стало расти и число случаев мошенничества с займами, когда аферисты обращались за средствами, используя чужое имя.

За 9 месяцев прошлого года Центробанк принял 18,2 тыс. шт. жалоб на работу МФО, из них 8,4% касались именно кредитного мошенничества. Годом ранее доля заявлений о мошеннических займах не превышала 6,5% от общего количества обращений.

Одной из причин активации аферистов стала некачественная защита баз данных клиентов кредиторами, уверены эксперты. Организации, в которых не уделяют достаточно внимания системам информационной безопасности, становятся легкой добычей хакеров. В результате паспортные, банковские и персональные сведения о заемщиках попадают в руки аферистов, и в дальнейшем могут быть использованы в противоправных схемах. Качественное шифрование данных пользователей должно сократить количество подобных случаев на рынке микрозаймов.

Кредиторы также заинтересованы в многоуровневой защите сведений клиентов, ведь если окажется, что компания выдала займ мошеннику, договор будет аннулирован и убытки лягут на плечи организации. Поэтому МФО должны стремиться к сокращению числа подобных инцидентов. Компании, которые ранее в работе не использовали современные системы безопасности, будут вынуждены проинвестировать крупные суммы на внедрение технологий шифрования: в закупку нового оборудования, обучение сотрудников и разработку ПО. Тем микрофинансистам, которые и раньше заботились о цифровой защите персональных данных заемщиков, достаточно будет улучшить действующие нормативные параметры.

Помимо технологической стороны вопроса, необходимо также признать, что россияне часто становятся жертвами мошенников по собственной вине, разглашая конфиденциальные сведения о себе третьим лицам. Поэтому важно повышать финансовую и цифровую грамотность граждан, объясняя им, какие данные являются конфиденциальными, и почему эту информацию нельзя сообщать посторонним. Для решения данной проблемы Центробанк обязал кредиторов рассказывать клиентам о правилах хранения персональных данных.

Как повысить свою финансовую грамотность и эффективно защититься от мошенников? Вам поможет блог онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». МФК не только выдает микрозаймы до зарплаты на любые цели, но и публикует на своем сайте полезные обучающие материалы для пользователей. В разделе сайта «Финансовая грамотность» можно найти интересные статьи на тему грамотного использования займов, управления личным бюджетом, разумной экономии, способов повышения доходов и защиты от мошенников.