МФО не хотят переплачивать финомбудсмену

Микрофинансовые организации просят пересмотреть ставку взносов в Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного (СОДФУ), считая, что взнос стимулирует потребительский экстремизм.

Представители российского рынка микрокредитования предложили пересмотреть размер ставки единого взноса, который платят игроки отрасли для обеспечения работы Службы финансового управляющего. По мнению участников, действующая ставка ставит участников рынка в неравные условия ведения деятельности, а также подстёгивает недобросовестную конкуренцию и потребительский экстремизм. С данной просьбой руководители крупных МФО, ломбардов и кредитных кооперативов обратились к представителям СОДФУ в ходе рабочей встречи.

Напомним: с 2020 года за потребителями микрозаймов до зарплатымикрозаймов до зарплатыНапомним: с 2020 года за потребителями микрозаймов до зарплаты закрепили возможность решать имущественные споры с МФО через финансового омбудсмена. Обращение к финуполномоченному для граждан бесплатно, т.к. работу Службы оплачивают кредиторы согласно установленной ставке. С декабря 2020 года единая ставка взносов для МФО, банков, негосударственных пенсионных фондов и кредитных кооперативов составляет 18 600 рублей. Итоговая сумма зависит от того, как разрешается спорная ситуация: если требования потребителя удовлетворены полностью или частично, то организация платит 27 900 рублей, а в случае отклонения жалобы заявителя — 9300 рублей.

Участники рынка микрозаймов назвали размер ставки завышенным и демотивирующим компании повышать качество обслуживания. Ранее, если финомбудсмен становился на сторону заемщика, компании платили 34 000 рублей, но если жалобу признавали необоснованной, кредиторы плату не вносили. Таким образом у организаций оставался стимул совершенствовать взаимодействие с клиентами и идти им навстречу в спорных вопросах. Новая ставка практически лишила кредиторов данной мотивации.

Повышение взноса может участить случаи потребительского экстремизма. Речь идет о ситуациях, когда заемщики умышленно подают необоснованную жалобу финомбудсмену, чтобы «насолить» МФО, причинить ей неудобства и финансовый ущерб. Никаких штрафов за ложные обвинения не предусмотрено, поэтому ничто не сдерживает недобросовестных граждан от подобных действий.

Другим негативным последствием может стать использование токсичных практик самими компаниями. Теперь любая организация имеет возможность создать поток фейковых жалоб на действия конкурента, чтобы ослабить его позиции. В результате ответчику придется платить финомбудсмену, а также нести репутационные потери.

Кроме того, повышенная ставка увеличивает нагрузку на капитал небольших игроков рынка. Организации вынуждены закладывать риски появления расходов на уплату взносов в СОДФУ, даже если у них нет проблем с клиентами. Более того, предполагаемые расходы невозможно снизить, повысив качество обслуживания потребителей, ведь остается вероятность подачи необоснованных заявлений. По данным Центробанка, 80–90% от всех жалоб на игроков микрофинансового рынка — ложные. В ответ на обращения игроков рынка представители СОДФУ ответили, что готовы рассмотреть точку зрения участников отрасли и предложили создать рабочую группу по данному вопросу.

Если у вас возникли вопросы по поводу правил обслуживания займа в МФК «Честное слово», свяжитесь с консультантом компании с помощью формы обратной связи на сайте сервиса. Специалист рассмотрит ваше обращение и подскажет, как действовать в сложившейся ситуации.