МФО хотят самостоятельно разрешать споры с клиентами

Микрокредиторы планируют создать собственную платформу как альтернативу роли финансового уполномоченного, чтобы быстрее рассматривать первичные обращения заёмщиков.

Представители саморегулируемой организации (СРО) «МиР» предлагают Центробанку создать специальную платформу для жалоб граждан относительно игроков рынка МФО. Цифровой «финансовый уполномоченный» поможет урегулировать спорные ситуации между заемщиками и микрокредиторами без привлечения ЦБ, а также сможет быстрее рассматривать заявления граждан.

Сейчас процесс взаимодействия заёмщиков и кредиторов оставляет желать лучшего: в спорной ситуации клиент подает жалобу в Центробанк, а регулятор направляет запрос в СРО, которая становится посредником между заявителем и кредитором. Затем СРО должна изучить суть претензии и предоставить свои выводы Центробанку. Последний, в свою очередь, сообщит итоговое решение клиенту. При этом большинство МФО, ломбардов и других компаний, которые выдают займы до зарплаты, готовы решать проблемные вопросы своими силами. Чтобы это стало возможным, схема разрешения конфликтов должна выглядеть так: клиент-омбудсмен-кредитор. В том случае, если решение финуправляющего не удовлетворит заявителя, за ним останется право обратиться в ЦБ.

Создать платформу-финомбудсмена СРО «МиР» планирует на базе Национальной ассоциации участников финансового рынка (НАУМИР). Финансирование нового органа будет проводиться за счет членских взносов, а позже проекту могут понадобиться дополнительные инвестиции. Игроки рынка смогут добровольно присоединиться к платформе, автоматически соглашаясь на дисциплинарные меры при поступлении повторных жалоб от недовольных клиентов.

Участники микрокредитной отрасли поддерживают создание платформы, отмечая, что заемщикам и кредиторам нужны дополнительные инструменты для решения спорных вопросов. Тот факт, что новая платформа не относится к какой-либо конкретной СРО, гарантирует ее независимость, а также объективность принятых решений. Работа отдельного финомбудсмена на рынке МФО ускорит избавление компаний от токсичных практик и повысит безопасность отрасли для её сторон.

По мнению экспертов, Центробанк может воспринять предложение микрокредиторов как попытку создать конкурента уже существующей службе финансовых уполномоченных. К тому же, предписания омбудсмена могут носить только рекомендательный характер, тогда как указания регулятора обязательны для исполнения. На данный момент инициативу СРО рассматривают эксперты Центробанка, подчеркивая свое положительное отношение к проектам, которые повышают качество обслуживания потребителей финансовых услуг.

Если в процессе получения или погашения микрозайма у вас возникла спорная ситуация с кредитором, обратитесь в компанию напрямую и попробуйте решить проблему. Добросовестные МФО заинтересованы в урегулировании конфликта без привлечения Центробанка, а потому охотно идут навстречу клиентам там, где это возможно. Если же кредитор отказался от взаимодействия, или его решение противоречит запросу заемщика, стоит направить жалобу регулятору или в Роспотребнадзор. Имущественные споры разрешает финансовый омбудсмен.

Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» входит в число законопослушных компаний, лояльных к своим клиентам. Мы всегда стараемся идти навстречу заёмщикам и помогать им в решении важных вопросов. Если вы столкнулись со сложностями в оформлении или обслуживании микрозайма, сообщите нам об этом в онлайн-форме обратной связи на сайте 4slovo.ru. Специалист МФК подскажет, как действовать в определённой ситуации, чтобы найти оптимальное решение.