Центробанк не поддержал запрет рекламы МФО

Запрет рекламы услуг МФО в местах большого скопления людей не сможет повлиять на степень закредитованности россиян, заявили представители Центробанка.

В Госдуму в очередной раз поступило предложение запретить рекламу микрозаймов в местах активного скопления людей. С данной инициативой выступили власти Кемеровской области. Чиновники считают, что отсутствие призывов оформить быстрый займ на карту сократит количество случаев, когда люди спонтанно занимают средства, не рассчитав возможных последствий, и попадают в долги.

Необходимость запретить рекламу услуг МФО кемеровские чиновники объясняют высокой степенью закредитованности населения. По их данным, на каждого жителя Кузбасса уже сейчас приходится 98 тыс. рублей кредитов и займов, а одной из причин, по которой граждане занимают деньги до зарплаты, является наличие рекламы микрозаймов в торговых центрах, на рынках, в магазинах и других местах с оживленным трафиком. Агрессивная реклама микрозаймов стала решающим фактором, который стимулирует людей принимать необдуманные решения и тратить больше, чем позволяют реальные финансовые возможности.

Депутаты Госдумы поддержали мнение инициаторов законопроекта и согласились, что агрессивная реклама может влиять на потребительское поведение заемщиков. В связи с этим, предложение властей Кемеровской области рассмотрят во время осенней сессии.

Свой комментарий по поводу данной ситуации дали также представители Центробанка. Финансисты подчеркнули, основной причиной частых обращений граждан в МФО является не наличие рекламы, а нехватка денег до зарплаты, поэтому предложенная инициатива не сможет существенно повлиять на уровень закредитованности россиян. Эксперты отрасли также отметили, что в большинстве случаев заёмщики становятся должниками из-за неумения планировать свой бюджет и реально оценивать платежёспособность перед оформлением займа. Поскольку запрет рекламы не решит проблему низких доходов и недостаточной финансовой грамотности граждан, то повлиять на степень закредитованности россиян данная новация не сможет.

По мнению представителей Центробанка, наличие МФО является залогом высокой доступности финансовых услуг на финансовом рынке России. Услуги микрокредиторов, в частности, сервисов онлайн-займов, позволяют привлекать средства гражданам, которые проживают в отдаленных населенных пунктах без банковских отделений. Также микрозаймы стали самым быстрым и удобным способном получить деньги в долг, если по какой-либо причине нельзя воспользоваться обычным кредитом.

Кроме того, с 1 июля 2019 года вступило в силу ограничение размера дневной ставки по займам: выдавать деньги в долг микрокредиторы теперь могут максимум под 1% в день, а предельная сумма всех начислений по микрозаймам не должна превышать двукратного размера тела займа. Также с 1 октября в силу вступает норма, обязывающая МФО рассчитывать показатель долговой нагрузки при выдаче заемных средств. На микрофинансовом рынке уже действуют ограничительные меры, которые влияют на стоимость и доступность займов и, следовательно, на закредитованность клиентов МФО. Запрет рекламы в данных условиях вряд ли является целесообразным.

Если срочно нужны деньги в долг, но нет возможности обратиться в банк, заполните заявку на микрозайм на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». Здесь вам выдадут необходимую сумму на банковскую карту или счёт в удалённом режиме. Чтобы получить в долг до 30 000 рублей при первом обращении, достаточно пройти короткую регистрацию и подписать договор после одобрения заявки.