Аферисты похищают деньги россиян под видом полицейских

Телефонные мошенники сменили «маскировку», представляясь не сотрудниками банков, а правоохранителями

мошенники.jpeg

С начала 2021 года количество мошеннических звонков от имени правоохранительных органов выросло в 10 раз. Об этом рассказали эксперты «Лаборатории Касперского», изучив результаты исследования Kaspersky Who Calls. Новая схема работы аферистов появилась еще весной текущего года, но пик активности «звонков из полиции» пришелся на сентябрь-октябрь 2021 года.

Россияне научились определять фальшивые звонки "из банков", поэтому мошенники меняют подход. Теперь они звонят от имени правоохранительных органов и сообщают о том, что преступники получили доступ к паспортным данным собеседника и в эту минуту пытаются вывести деньги с банковского счета. В ходе беседы аферисты спрашивают у человека, знаком ли он с предполагаемым «злоумышленником», не передавал ли кому-либо личные документы и когда в последний раз предоставлял по запросу свои банковские сведения. В результате они убеждают собеседника срочно перевести деньги на "безопасный" счет по предоставленным ими реквизитам. Некоторые жертвы уже в ходе разговора сообщают мошенникам свои конфиденциальные данные и коды из SMS от банка, поэтому злоумышленники успешно получают чужие средства на свои счета и тут же перебрасывают их на подставные счета, чтобы обналичить.

Так как весь процесс проходит в течение считанных часов, правоохранители не успевают найти злоумышленников. К тому же, жертвы обмана самостоятельно передают свои данные третьим лицам, в связи с этим банки не компенсируют такой вид потерь.

Усложняет выявление обмана и тот факт, что злоумышленники уверенно используют юридические и финансовые термины и владеют частной информацией о собеседнике: знают его ФИО, адрес проживания и ряд других сведений. К тому же, фейковый "полицейский" предлагает абоненту записать свой номер удостоверения и фамилию. Благодаря этим уловкам аферисты входят в доверие граждан и получают доступ к их данным.

Представители Центробанка за первые 6 месяцев 2021 года направили данные о блокировке 18 тыс. телефонных номеров, с которых предположительно звонили мошенники. За 2020 год регулятор заблокировал 26,4 тыс. таких номеров, что на 86 % больше относительно результатов 2019 года. Несмотря на меры по борьбе с телефонным мошенничеством, аферисты не только усилили активность, но и создали целые нелегальные колл-центры.

Сотрудники компании Zecurion - эксперта в вопросах информационной безопасности - отмечают, что эффективные механизмы противодействия подобным махинациям на данный момент отсутствуют. На руку преступникам играют частые утечки баз данных крупных банков и других организаций, собирающих персональные данные граждан: телефонные номера, ФИО, адрес проживания, банки-эмитенты карт и счетов и т.д. Только устранив утечки, можно снизить количество мошеннических схем и защитить права граждан.

Чтобы не стать жертвой аферистов, важно не паниковать и помнить о конфиденциальности персональных данных. Никто не вправе запрашивать PIN- и CVV-коды к банковским картам, коды из SMS-сообщений от банка, информацию для доступа к онлайн-банкингу. Если вам звонят от имени банка, полиции или другой организации и сообщают о мнимой попытке похитить средства с ваших счетов, то следует прервать разговор и самостоятельно уточнить информацию у официального представителя учреждения.

Как вовремя узнавать о схемах работы аферистов и методах защиты от них? Следите за обновлениями раздела «Новости» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». МФК регулярно публикует полезную информацию на тему противодействия мошенничеству, помогая клиентам защищать свои средства. А в разделе «Финансовая грамотность» вас ждут полезные материалы на тему защиты своих прав в сфере получения кредитов и займов на карту, оформления льгот и пособий, взаимодействия с работодателями.