Новые схемы мошенничества, о которых вам стоит знать

Новые схемы мошенничества, о которых вам стоит знать - 1

author photo
Анастасия Ткаченко Автор текстовВысшее образование по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».Финансист. Предприниматель.

Мошенничество в интернете и повседневной жизни всё чаще настигает россиян. Аферисты используют кризисные ограничения и рост интереса граждан к онлайн-сервисам, предложениям удаленной работы и оформлению актуальных льгот, чтобы подобраться к их кошелькам. Мы проанализировали и собрали в одной статье схемы обмана, которые недавно появились в России. И сегодня расскажем, как определить мошенников и защититься от их происков.

Содержание
 
 

Фейковые сайты

Хакеры всё чаще создают сайты-клоны популярных интернет-магазинов, а также сервисов бронирования билетов и номеров в гостиницах. Схема обмана проста: когда пользователь регистрируется на фейковом сайте либо вводит данные для оплаты покупки, сведения о нём поступают к мошенникам. В результате аферисты получают конфиденциальную информацию о человеке: его логин и пароль для входа на настоящий веб-ресурс, паспортные данные и реквизиты банковской карты. Хакеры подделывают даже сайты финансовых организаций: банков, МФО и страховых компаний. Сайты-копии выглядят точно так же, как и настоящие, поэтому визуально отличить обман почти невозможно.

Как проверить безопасность вебсайта?

Для проверки безопасности сайта используйте специальный сервис WHOIS. С его помощью можно увидеть подробную информацию о ресурсе: если российский онлайн-магазин зарегистрирован за границей, а данные о его владельце отсутствуют, это явный признак подделки. Также помните, что адрес надёжного сайта должен начинаться с обозначения https, это говорит о том, что данные пользователей шифруются.

Ненастоящие льготы

В новых схемах мошенничества гражданам часто предлагают помощь в оформлении пособия от государства, которое якобы назначается «всем» в связи с пандемией коронавируса. Аферисты звонят людям или рассылают SMS-сообщения, сообщая о доступной материальной помощи и обещая гарантированные денежные выплаты. Самых доверчивых собеседников направляют на специально созданный сайт, а дальше ситуация развивается по одному из следующих сценариев:

  • пользователя просят заполнить специальную анкету, в которой, помимо стандартных данных, нужно указать номер банковской карты, срок её действия и CVV-код, якобы для быстрого перечисления средств;
  • человеку, который зарегистрировался на сайте и указал номер карты, звонят «представители соцслужбы» и просят сообщить код из SMS-сообщения от банка;
  • доверчивого «претендента на выплату» просят оплатить госпошлину или комиссию за оформление документов.

В первых двух случаях аферисты получают доступ к деньгам на карте, снимая наличные или совершая с её помощью покупки через интернет. В третьем случае — скрываются с деньгами «льготника».

Как определить обман?

Всегда проверяйте информацию о полагающихся вам льготах и пособиях на сайте Госуслуг. Не хотите искать новости — позвоните сотруднику соцслужбы. Помните, что любые просьбы сообщить PIN- или CVV-код банковской карты, назвать одноразовый код из SMS-сообщения от банка или оплатить какую-либо комиссию красноречиво говорят о мошенничестве!

«Звонок из банка»

Эта схема телефонного мошенничества в ходу у аферистов уже довольно давно, при этом злоумышленники её постоянно совершенствуют. Если раньше владельцев карт запугивали блокировкой счетов и неправомерным списанием средств, то сейчас их бдительность усыпляют акциями и выгодными предложениями. Например, мошенники звонят от имени банка и предлагают собеседнику оформить кредит или сделать вклад на крайне привлекательных условиях, принять участие в розыгрыше призов, списать часть процентов по активной ссуде, получить подарок в рамках промоакции. Для оформления сделки аферисты просят сообщить конфиденциальные сведения, которые на самом деле открывают доступ к деньгам жертвы.

Как определить обман?

Если разговор переходит к попыткам звонящего узнать ваш номер банковской карты и срок её действия, её CVV- или PIN-код, код из банковского SMS-сообщения — это явный признак мошенничества. Непонятная спешка, отказ отвечать на ваши уточняющие вопросы, попытки отговорить от звонка непосредственно в банк также должны вас насторожить. Если вас что-то стало смущать в ходе такого или похожего разговора, положите трубку и позвоните в свой банк по номеру горячей линии. Только так вы сможете убедиться в честности своего собеседника.

Вредоносные приложения

Аферисты любят запускать программы для удалённого доступа к гаджетам пользователей, а потом разными способами убеждают людей устанавливать эти вредоносные приложения на смартфоны. Контакты жертв часто находят на сайтах поиска работы и звонят им, представляясь потенциальными работодателями. Предлагая интересные условия сотрудничества, мошенники просят собеседника загрузить на свой смартфон запущенное ими приложение, которое якобы понадобится для работы. Вслед за этим зловредная программа передаёт «родителям» данные с мобильного устройства человека, включая пароли к онлайн-банку, личную переписку и фото.

Как распознать обман?

Внимательно читайте описание приложения и отзывы пользователей, изучайте информацию о разработчике, даже если загружаете программу из официального маркетплейса. Установите на смартфон надёжный антивирус и пользуйтесь сервисом «Google Play Защита», чтобы вовремя блокировать вредоносное ПО.

Взлом аккаунтов в соцсетях

Мошенники рассылают в соцсетях сообщения от имени службы поддержки со следующим содержанием: «В течение 24 часов будет создана архивная копия вашей переписки и отправлена на почту…» Для отмены операции владельцу аккаунта предлагают авторизоваться в своём профиле соцсети по ссылке из сообщения, сменить пароль и отказаться от архивации данных. В письме аферисты намеренно указывают неправильный адрес почты, на который якобы должен прийти архив, поэтому адресату приходится последовать полученной инструкции.

Ссылка ведёт на фишинговый сайт, дизайн которого полностью копирует настоящую страницу соцсети. Когда пользователь вводит свои данные для авторизации, их получают мошенники вместе с доступом ко всем сведениям в аккаунте: личной переписке, документам, которые загружал человек, телефонным номерам и т.д.

Как защититься от мошенников?

Получая такие сообщения, не спешите переходить по ссылкам и выполнять какие-либо «рекомендованные» действия. Зайдите на официальный сайт соцсети, вручную внеся его адрес в строке браузера, и напишите в службу поддержки. Сразу же смените пароль в своём профиле на сложную комбинацию символов, цифр и букв. Особую бдительность проявляйте с письмами, которые выводят вас на эмоции: «Вас взломали!», «Вы выиграли!», «Заберите приз сейчас!».

Куда жаловаться на мошенников?

Обнаружив подозрительный сайт, сообщите о нём в Роспотребнадзор. Если же речь идёт о фейковом сайте соцсети, обратитесь в службу поддержки оригинального ресурса. После оперативного расследования подделку заблокируют. Если вы стали жертвой кредитного мошенничества, не забудьте подать заявление в Центробанк, Роспотребнадзор и правоохранительные органы.

Важно! Если вы самостоятельно передали мошенникам свои конфиденциальные сведения, ответственность за разглашение данных ляжет на вас. Сообщили третьему лицу CVV-код к банковской карте, её номер и срок действия, в результате чего с вашего счёта украли деньги? В таком случае банк не возместит потерю.

Главное оружие против мошенников — это ваше критическое мышление и осведомлённость об их методах работы! Будьте бдительны, проверяйте сомнительные сведения, и тогда ваши деньги останутся в безопасности!

Подписка на рассылку

Отправляем только полезные письма о новых статьях, акциях и новостях компании