Ошибочное списание денег с карты — это весьма неприятная ситуация, которая может возникнуть по вине как владельца «пластика», так и банка. Как правило, ничего непоправимого в этом нет: если знать, как правильно действовать, то можно в кратчайшие сроки вернуть пропавшие со счета деньги. Алгоритм действий в подобных случаях зависит от того, при каких обстоятельствах «сбежали» средства.
Допустить подобную ошибку может каждый. Номер банковского счета длинный и достаточно неверно указать всего одну цифру, чтобы деньги ушли не туда. Эксперты успокаивают: если вы перевели средства на несуществующий счет, то через некоторое время платеж будет отменен и вся сумма вернется обратно.
Если же деньги оказались на карте реального человека, то тут есть два варианта развития событий. Вы можете обратиться в банк и описать создавшуюся ситуацию. Организация направит ошибочному адресату запрос с просьбой вернуть средства. В данном случае банк выполнит возврат денег только при условии согласия получателя.
Также вы можете связаться с владельцем ошибочного счета своими силами. Для этого следует просто перевести ему несколько рублей, указав в сообщении просьбу вернуть средства либо выйти на контакт с вами. Если получатель откажется возвращать деньги, то у вас есть право подать иск на его банк, руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса, которая обязывает возвращать необоснованное обогащение.
Подобное нередко случается в магазинах: при попытке рассчитаться через терминал связь с оборудованием постоянно прерывается, кассир проводит картой несколько раз и в результате средства списываются повторно. В таких ситуациях вас выручит chargeback — оспаривание банком операции, которую провел интернет-магазин или торговая точка.
Чтобы вернуть свои деньги, следует обратиться в банк и подать специальное заявление, к которому нужно приложить все чеки и квитанции, подтверждающие факт операции. Обычно средства зачисляются обратно в течение нескольких дней. Chargeback также поможет в случае, если вы оплатили товар или услугу, но так и не получили его. Данную процедуру можно инициировать, если вы оформили возврат, но продавец так и не вернул средства, а также в ситуациях, когда сумма списания не соответствует цене товара.
В этой ситуации все намного сложнее. Следует подчеркнуть, что если вы сами сообщили аферистам PIN- или CVV-код к карте, коды подтверждения, которые приходят на телефон, или другие конфиденциальные данные, то шансов на возврат денег почти нет. Владелец «пластика» несет всю ответственность за сохранение ее данных, поэтому банк в таких случаях помочь ничем не сможет. Все что вы можете сделать – подать заявление в полицию и ждать, пока преступников найдут и вернут вам деньги.
Если же в хищении средств нет вашей вины, и вы уведомили банк о происшедшем в течение 24 часов, то есть вероятность, что деньги вам вернут. Это возможно, если, например, ваш счет «очистили» при помощи сканеров, которые мошенники устанавливают на банкоматы. По закону, банк обязан возвратить сумму, списанную с карты без согласия ее владельца. Но на практике клиентам приходится самостоятельно доказывать факт мошенничества и своей непричастности к случившемуся. Для этого необходимо предоставить документы и любые факты, подтверждающие, где вы находились в момент совершения операции.
В большинстве случаев банк проводит служебное расследование — и если все в порядке, то возвращает деньги. Если вы оказались в подобной ситуации, то действуйте по следующей схеме:
Вы должны получить результаты расследования банка в течение 30 дней.
С неприятными казусами приходится сталкиваться почти каждому владельцу карты. Главное при этом — не паниковать, сотрудничать с банком и действовать без промедления.