Традиционным новогодним блюдом России является салат «Оливье», без которого редко обходится праздничный стол. Данное угощение настолько прижилось во всех уголках страны, что Росстат стал использовать его в своих расчётах. Эксперты ведомства ежегодно определяют «индекс оливье», который отражает, насколько за год подорожали базовые продукты питания и изменилась покупательская способность граждан. Узнайте из нашей статьи, что такое «индекс оливье», какой будет инфляция в 2023 году и как встретить Новый год без финансовых потерь.
Впервые рассматривать популярное блюдо в качестве эталона для оценки роста цен стали в США в 1986 году. Один из журналистов в шутку вывел «индекс бигмака», чтобы простым языком объяснить разницу в покупательской способности граждан разных стран. Бургер продавался практически везде, поэтому на его примере получилось легко сравнить реальные доходы жителей различных государств и оценить стоимость валют. Американский показатель оказался полезным и его до сих пор ежегодно рассчитывают.
В 2009 году в России появился свой аналог — «индекс оливье», который считается неофициальным способом оценить темпы инфляции.
В качестве эталона специалисты выбрали самый популярный салат, в которых входят базовые продукты питания, продающиеся во всех регионах РФ.
Для расчёта индекса учитывают стандартный набор ингредиентов:
Из этих продуктов должно получиться примерно 2,5 кг салата, чего достаточно для семьи из четырёх человек. Эксперты определяют цену каждого ингредиента и суммарную стоимость блюда. Полученный результат сравнивают с прошлогодними показателями, оценивая, насколько подешевел или подорожал каждый продукт и салат в целом.
В 2022 году впервые за несколько последних лет стоимость салата «Оливье» снизилась в годовом выражении.
Четыре порции блюда обошлись в 375 рублей, что на 0,4% меньше, чем было годом ранее. Об этом рассказали представители «Руспродсоюза», которые в своих расчётах использовали данные Росстата на октябрь 2022 и 2021 годов.
В основном салат подешевел за счёт овощей. В октябре 2022 года в годовом выражении упали цены на:
Некоторые ингредиенты для салата за год стали дороже. Например, цена майонеза выросла на 16% — до 280 руб./кг, а варёной колбасы — на 9%: до 478,5 руб./кг. Прайс консервированного горошка не изменился, составив 80 руб. за банку.
Часть продуктов подешевела благодаря хорошему урожаю в 2022 году, который помог россиянам ощутимо сохранить деньги в кризис. Но на стоимость, к примеру, майонеза повлияло повышение цены за упаковку.
Ранее салат «Оливье» или дорожал, или оставался на прежнем уровне. В 2021 году его чек вырос на 15% относительно 2020 года, а ещё годом ранее — на 7,7%.
Но нужно учитывать, что «индекс оливье» отражает цены только на некоторые самые распространённые продукты, поэтому может сильно отличаться от официальных показателей инфляции. По данным Центробанка, в 2022 года рост инфляции должен достигнуть 11–13%, тогда как «салатный» индекс за год снизился.
Эксперты Центробанка прогнозируют, что в 2023 году темпы инфляции снизятся до 5–7%, а при благоприятных обстоятельствах могут упасть ниже отметки 4%. С данной оценкой согласны специалисты Минэкономразвития, которые считают, что дефляцию обеспечит структурная перестройка российской экономики. В условиях кризиса и санкций в РФ стартует много программ по инмпортозамещению и поддержке национальных производителей. Благодаря этому рынок наполняется продукцией отечественного изготовления, а также товарами из дружественных стран.
Кроме того, до июля 2024 года не будут меняться тарифы на услуги ЖКХ, что положительно скажется на расходах граждан.
Существенно подорожать в 2023 году могут товары, которые производят из импортного сырья, например кофе, шоколад, некоторые сорта сыров. Если говорить о непродовольственной продукции, могут вырасти цены на электронику.
В период подготовки к праздникам расходы традиционно растут. Люди покупают больше продуктов, выбирают более дорогостоящие марки товаров, чаще обращают внимание на акции.
Мнимая экономия за счёт распродаж нередко оборачивается лишними тратами, ведь скидки часто оказываются ненастоящими, а яркие ценники побуждают приобрести больше необходимого.
Чтобы не истощить бюджет ещё до праздников, следует соблюдать простые рекомендации:
Перед Новым годом многие товары и услуги дорожают, а рост ценников успешно маскируется фейковыми скидками. Поэтому важно особенно тщательно контролировать свои расходы и не попадаться на уловки маркетологов.
Источники: