5 мифов о коллекторах

5 мифов о коллекторах - МФК «Честное слово»

Работа коллекторов овеяна множеством предрассудков, которые сформировались на этапе становления рынка взыскания в России. Большинство из них давно не актуальны, но продолжают отпугивать заёмщиков. В этой статье мы развенчиваем несколько самых распространённых заблуждений о работе коллекторов, которые стоит изучить и запомнить.

  1. Если кредитор продал долг коллекторам, лучшее решение - игнорировать взыскателей

Многие должники думают, что игнорирование звонков и сообщений от взыскателей приведёт к тому, что об их долге «забудут». На самом деле обязательство заёмщика выполнить условия кредитного договора остаётся в силе до момента погашения долга, а потому, чем дольше человек саботирует возврат денег, тем больше пени и других неустоек ему начислит кредитор. Если регулярно игнорировать коллекторов, они передадут дело в суд, и тогда должнику придётся иметь дело с судебными приставами.

Если вы задолжали по кредиту, не отказывайтесь взаимодействовать с взыскателями и постарайтесь договориться с ними о комфортном графике погашения. Легальные компании заинтересованы в возврате средств, поэтому могут предложить должнику различные послабления: списание части начисленных процентов, отсрочку даты погашения и даже поэтапное погашение суммы долга. Ваши шансы получить скидку вырастут, если вы предоставите документы о наличии финансовых трудностей или наступлении сложной жизненной ситуации.

  1. Коллекторы – «дикое племя»

Бытует мнение, что рынок взыскания никто не контролирует, а потому коллекторы делают, что хотят. На деле работа коллекторов в России регламентируется профильным законодательством, права должников максимально защищены, а регулятором отрасли является Федеральная службы судебных приставов (ФССП). В официальном госреестре можно найти название всех легальных компаний, которые ведут деятельность по взысканию долгов, и подать жалобу на неправомерные действия коллекторов, если они нарушили правила работы.

Каждому должнику стоит изучить нормативные акты, отстаивающие права клиентов кредитных организаций. Например, закон о коллекторах № 230-ФЗ ограничивает частоту взаимодействия между взыскателями и должниками. Коллекторам разрешено:

  • связываться с клиентом по телефону не чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц;
  • присылать SMS-сообщения и голосовые уведомления не чаще 2 раз в сутки, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц;
  • лично посещать должника не чаще 4 раз в месяц.

В ходе взаимодействия сотрудникам коллекторской фирмы запрещено применять меры психологического давления, причинять вред имуществу должника, распространять его персональные данные и сведения о долге.

  1. На коллекторов некому пожаловаться

Многие думают, что должникам некуда обратиться с жалобой на нарушение своих прав. В реальности заявления на неправомерные действия взыскателей принимают ФССП, Роспотребнадзор, Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств и Центробанк. Подать обращение можно онлайн, по почте или по телефону.

Пойдя этим путем, должник может оспорить размер начисленных процентов по долгу, заявить о некорректном поведении взыскателя, превышении допустимого количества звонков и других нарушениях. На основании заявления регулятор направит компании предписание, штраф и даже может лишить её права заниматься взысканием.

  1. Коллекторы могут в любой момент отнять имущество должника

Коллекторов часто сравнивают с рейдерами, полагая, что они способны прийти к должнику и отнять любое имущество. Легальные коллекторские компании не имеют права на такие поступки и всегда действуют в рамках закона. Реализация имущества в пользу погашения задолженности возможна только по решению суда. Но в этом случае описанием ценностей в ходе исполнительного производства займутся не коллекторы, а судебные приставы.

Законопослушные взыскатели, которые сотрудничают с легальными кредитными компаниями, не отнимают чьё-либо имущество и не угрожают подобными действиями. Максимум, что может себе позволить сотрудник коллекторской фирмы, это сообщить клиенту, что компания обратится в суд при невозврате долга. Но если вы изначально обращаетесь к теневому кредитору, который отсутствует в госреестре банков или МФО, будьте готовы к незаконным действиям и неприятным ситуациям.

  1. Взыскатели всегда агрессивны, поэтому им нужно отвечать тем же

Когда люди получают сообщение «Ваш долг продан коллекторам», на ум сразу приходят возможные угрозы, оскорбления и агрессивное поведение взыскателей. Но такие инциденты остались в прошлом, когда рынок еще развивался хаотично. Сегодня специалисты по работе с задолженностью легальных компаний стараются не использовать слова, которые можно трактовать, как психологическое давление, и не предпринимают противозаконных действий. Коллекторские агентства ведут запись телефонных звонков должникам, фиксируют сообщения и письма в специальной базе данных, а потому операторы общаются предельно вежливо. В разговоре с взыскателем стоит вести себя соответственно и помнить, что ваш собеседник может пойти вам навстречу и облегчить условия погашения долга.

Полезные советы

Несмотря на цивилизованное развитие рынка взыскания, в «тени» всё ещё работает множество компаний. «Нелегалы» игнорируют положения профильного законодательства и способны воздействовать на должников запрещёнными методами. Чтобы не столкнуться с нарушением своих прав, оформляйте займы и кредиты только в известных законопослушных МФО и банках. Законные кредиторы заботятся о своей репутации, а потому сотрудничают исключительно с легальными коллекторами.

Когда вам звонит взыскатель, попросите его представиться и назвать компанию, в которой он работает. Запишите телефонный разговор, предупредив об этом собеседника: если он нарушит правила общения, у вас останется доказательство. Сохраняйте все письма и сообщения, которые вам присылает коллекторская компания.

Если представитель коллекторской фирмы связывается с вами впервые, обязательно потребуйте документ, который подтверждает факт передачи долга от вашего кредитора. Уточните сумму задолженности, условия начисления неустоек и другие правила погашения.

Не хватает денег, чтобы расплатиться с долгами? Попробуйте договориться о скидке или другом способе реструктуризации задолженности. Что делать, если нет возможности погасить долг, читайте в нашей статье.